«Эстетическое, вдохновляющее воздействие такой красоты»

14.03.2018

Заведующий лабораторией конструкции и оборудования самолетов КАИ Алексей Рябов – о том, как Ту-144 появился в университете.

В 2005 году, когда ныне отреставрированный и установленный в кампусе КНИТУ-КАИ на улице Четаева уникальный сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 с бортовым номером 77107 стоял во дворе 6-го здания университета и служил в качестве лаборатории, издание e-vid.ru поговорило с заведующим межфакультетской лабораторией конструкции и оборудования самолетов КАИ Алексеем Рябовым. Алексей Иванович рассказал много интересного о том, как уникальная машина оказалась в Казанском авиационном инстиуте.

...КАИ испокон веков сотрудничал с местным филиалом ОКБ Туполева. Один из его сотрудников, работавший по Ту-160, часто бывал на Жуковской летно-испытательной доводочной базе, где и присмотрел наш «144-й» – вскоре его должны были утилизовать. И предложил КАИ: почему бы не взять самолет? Это был 1984 год. Наши представители поехали, договорились с фирмой Туполева. Главным энтузиастом этого дела, сделавшим все, чтобы этот самолет оказался в Казани, был профессор Алексей Иванович Матяж. 

- Если не секрет, во сколько обошелся КАИ этот самолет? 

- По цене металлолома, примерно – 10 тысяч рублей – «Жигули» столько стоили. 

- А зачем он вам вообще понадобился? 

- Это было последнее достижение конструкторской мысли – пример, как надо строить самолеты, какие задачи можно перед собой ставить! Плюс, конечно, эстетическое, вдохновляющее воздействие такой красоты. Ведь мы выращиваем кадры для создания таких машин и машин, которые их опередят. И только благодаря Ту-144 в КАИ основали нашу лабораторию. Наконец-то мы смогли «вживую» показать студентам работу и конструкцию всех агрегатов, кроме, естественно, заблокированных (двигатели, шасси). У самолета, кстати, есть вспомогательная силовая установка – небольшой турбореактивный двигатель, обеспечивающий электропитание, кондиционирование, запуск основных двигателей. Очень на него надеялись – чтобы в зимних, да к тому же еще и в приближенных к «боевым» условиях проводить занятия. Но ведь надо керосин покупать... Однако систему обогрева все же поставили, хотя и здесь проблемы с топливом... 

В нашем университете часто бывают гости из разных городов, приезжают иностранные делегации – китайцы, немцы, англичане, и всем интересно на него посмотреть. Даже специалисты по отдельным агрегатам приезжали: смотрели, удивлялись красоте, наукоемкости, продуманности, исполнению. 

- Какова небесная судьба этого самолета? 

- Это вторая машина пятой серии, построена в 1975 году для испытательных полетов, которых она налетала 1000 часов, в том числе и на сверхзвуке. Никаких пассажирских кресел – только исследовательское оборудование. Например, на ней стояла так называемая система отказов: вырубали в полете ту или иную цепь и смотрели, что будет. На основе выводов разрабатывали рекомендации поведения для пилотов. 

Перед тем как передать самолет нам, его еще часов 200 «погоняли». А в 1985 году он приземлился на аэродроме 22-го завода. Некоторое время стоял на отшибе летного поля, и к нему уже начали подбираться охотники покопаться в интересной технике – этакая диковина! Мы тем временем расчистили площадку, и завод помог нам перевезти самолет сюда. Тоже дело нешуточное. Сами видите, высота – 12,5 метра, ширина при отстыкованных крыльях – около 7 метров, длина – 65 метров. Но тракторист К-700 все сделал нормально, подцепил его и потащил потихоньку. Народ сбежался! 

Поначалу поставили машину за временное ограждение, охраны – никакой. Опять – паломничество «любознательных». Взламывали двери, выдирали приборы и блоки. Организовали дежурство – сотрудники по очереди ночевали. Вместо замка, который можно было элементарно открыть, навесили две стальных полосы с четырьмя замками. Потом уж подключились к вневедомственной охране. А то, помните, стоял в парке Урицкого Ан-12 и в Дербышках – Ту-124. Что от них осталось? Обломки и угольки... 

Позже сделали специальный пристрой, спроектированный так, чтобы получилась галерея над самолетом. Были мысли о дизайнерском решении двора, но все нет денег. А есть ведь возможность получить и другие машины: Ту-22М3, Су-27, Ан-2! Но где их разместить? А интересно было бы поставить рядом Ан-2 и Ту-144: самый счастливый из пассажирских самолетов – долгожитель и самый несчастный. 

- Насколько трудно его содержать? 

- Хлопот хватает. Но спасает то, что он сделан из нержавеющих материалов. Самое пагубное - температурный режим: летом - жара, зимой - холод. Появляется конденсат. Необходима регулярная продувка. Вот мы и пытаемся каждый день его вентилировать. 

Хорошо бы его подкрасить - не всегда он был таким блеклым. Но нет денег. Нужна специальная краска, огромные леса, технология. Лучше всего, конечно, пригласить специалистов покрасочного цеха авиазавода, но это дорого. 

- Алексей Иванович, а все-таки: «сперли» мы его у англо-французов или нет – уж больно похожи? 

- Понимаете, это ведь не картинку срисовать, это законы аэродинамики. Американцы в то время тоже пытались создать подобный самолет. Да еще, чтобы он был больше, быстрее, дешевле. Но уже на этапе эскизного проектирования они пришли к точно такой же аэродинамической схеме. 

- Было у этого самолета будущее? 

- Безусловно. Еще немного – и его бы довели до ума. 

Автор:
Управление по связям с общественностью
Источник:
http://aviahistory.ucoz.ru/index/0-495