Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Легендарный Ту-144 – на постаменте!

26.05.2017

Установкой прославленного самолета на пьедестал КНИТУ-КАИ завершил первый этап создания интерактивного музея техники.

 

В пятницу, 26 мая, в кампусе КНИТУ-КАИ на улице Четаева прошло долгожданное и радостное событие – легендарный сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 был установлен на пьедестал между вторым и восьмым зданиями университета.

Установка машины на постамент завершила первый этап реализации проекта интерактивного музея техники, начавшийся еще в октябре 2016 года. Процесс транспортировки Ту-144 сопровождался целой серией сложнейших в техническом отношении операций: от разборки самолета в месте его прежнего базирования до перебазирования к кампусу КНИТУ-КАИ мощнейшего во всем Приволжском федеральном округе подъемного крана.

Кран, предоставленный специально для масштабной операции АО «Казаньоргсинтез» и способный кантовать крупногабаритные грузы весом до 800 тонн, прибыл к борту еще в четверг, 25 мая. «Нам очень серьезно помогли коллеги из «Казаньоргсинтеза», – отметил ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов. – Хочу поблагодарить Альберта Кашафовича Шигабутдинова, генерального директора ТАИФ, который помогал нам с этим проектом. Чтобы перевезти один только кран, нужно было двадцать «КамАЗов». Нужно было получить множество разрешений в городе, потому что этот кран – уникальная машина, и эта транспортная операция – сама по себе нетривиальная».

Подготовка к преодолению «финишной прямой» не прекращалась в кампусе университета ни на минуту. В первой половине дня пятницы самолет при помощи двух тягачей пододвинули ближе к пьедесталу. Машина легко тронулась с места и быстро покатилась к краю подготовленного для нее постамента. После этого на самолет навели специальные крепления, подготавливая к «последнему полету» на постамент. В операции участвовали два крана – помимо 800-тонного гиганта нос Ту-144 поддерживал еще один подъемник. Установив самолет на бетонное основание постамента, инженеры и рабочие начали готовиться к тому, чтобы водрузить самолет на особые крепления под стойками шасси.

После полудня в районе проведения работ окончательно установилась прекрасная солнечная погода. Атмосфера была праздничной: из динамиков играла музыка, студенты, сотрудники КНИТУ-КАИ и гости мероприятия делились впечатлениями и с нетерпением ждали момента, когда легендарная машина наконец займет приготовленное для нее место.

 

 

Около двух часов дня ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов ответил на вопросы журналистов.

«Несмотря на большое количество технических сложностей, ни разу не было сожаления и чувств «а зачем мы все это затеяли?» – сказал он. – Мы свято верили, что это очень крутая и классная идея. Мы полностью уверены, что вложения в этот проект окупятся, так как планируемый интерактивный музей техники для наших детей – это инвестиции в будущее университета и без преувеличения – инвестиции в будущее нашего города, будущее наших поколений».

По словам Альберта Харисовича, дата предполагаемого открытия музейного комплекса – 31 декабря 2018 года – выбрана не случайно. «31 декабря 1968 года опытный Ту-144 впервые поднялся в воздух. Мы бы хотели открытие музея посвятить 50-летию его первого полета»,  – сказал он.

Ректор также поделился некоторыми деталями будущего музея: «Помимо самолета, установленного на постамент, который сам по себе является музейным экспонатом, планируется восстановить кабину пилотов и рабочее место штурманов. Мы постараемся – конечно, это будет зависеть от состояния техники – сделать еще одну вещь. Если вы знаете, нос самолета Ту-144 опускается при взлете и посадке, и выпускаются малые крылья в носовой части. Мы бы хотели, чтобы дети, сидя в кабине, на месте пилота, могли эти операции производить, и своими глазами видеть, как это работает».

По его словам, интерактивные музейные экспонаты будут демонстрировать те или иные физико-технические эффекты. «Возьмем, к примеру, обычный велотренажер. На нем закреплены три лампочки – лампа накаливания, высокоэффективная галогенная лампа и светодиодная лампа. И через простые электрические схемы, когда вы крутите педали, механическая энергия превращается в электрическую, электрическая – в свет, и загорается лампочка. Так можно объяснить превращение энергии для будущих инженеров. Теперь самое интересное. Когда тумблер находится в положении «лампочка накаливания», лампа горит, но очень тускло. Когда мы его переключаем на галогенную высокоэффективную лампу, вы подаете на вход ту же самую энергию, а лампочка горит гораздо ярче! Другой физический принцип. А когда мы лампу переключаем на светодиодную, свет настолько яркий, что смотреть невозможно. Здесь можно всю физику, всю технику изучить. И вот такие интерактивные экспонаты, которые можно трогать и видеть физико-технические эффекты, там будут внутри».

 

 

Вокруг самолета, как сообщил ректор, планируется создать еще одну экспозицию. Один из двигателей Ту-144 предполагается специальным образом разрезать, чтобы были видны его внутренности. К нему будет подведено электричество, чтобы турбина вращалась, и чтобы посетители музея видели, как устроен реактивный двигатель. Также, по словам Альберта Харисовича, достигнута договоренность с «Роскосмосом» о предоставлении в качестве интерактивного экспоната музея спускаемого космического аппарата.

«Физика, техника – все это, конечно, сложно, но мы хотим показать, что не боги горшки обжигают, и что любой мало-мальски думающий человек может быть инженером, – сказал ректор. – И, самое главное, что быть инженером – это круто, что постигать эти науки – интересно. И мы надеемся, что те дети, которые будут трогать интерактивные экспонаты, в будущем войдут в наши учебные аудитории в качестве студентов».

 

 

В день установки самолета на постамент коллективы предприятий и организаций, оказывавших содействие в реализации проекта, были награждены благодарственными письмами. В их числе – Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова – Филиал ПАО «Туполев», АО «Казанский Гипронииавиапром», ПАО «Казаньоргсинтез» и ООО «Глобал Оверсайз».

«Позади огромная работа, и только те люди, которые в эту работу были вовлечены, знают, сколько пришлось сделать, чтобы мечта каистов, мечта многих поколений воплотилась в жизнь, – сказал ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, открывая церемонию – Хотел бы, воспользовавшись этим моментом, поблагодарить наших друзей из Казанского авиазавода, генерального директора Николая Владимировича Савицких. Они помогали нам разбирать этот самолет, собрали его здесь и всегда были вместе с нами. Я хотел бы поблагодарить наших друзей из «Гипронииавиапрома», которые бесплатно создали великолепный проект постамента, рассчитали, разработали и создали его. Хотел бы поблагодарить администрацию города, которая нам много раз согласовывала маршруты прохождения сложнейшей, уникальной техники. Я хотел бы поблагодарить предыдущие поколения каистов, которые разрабатывали это чудо техники. Это будет знак благодарности от нас, от нового поколения. Я хотел бы поблагодарить своих коллег, которые буквально сутками занимались реализацией, воплощением в жизнь нашей мечты. Отдельное спасибо «Казаньоргсинтезу», потому что у них очень сложный технологический процесс, но они все же нашли возможность выделить для нашего проекта этот чудо-кран. Мы благодарим компанию «Глобал Оверсайз», это они, по моему, не только благодаря своей технике, но и благодаря своей душе перевезли этот самолет из одного конца города на другой. Вы большие профессионалы, мы вами гордимся».

 

 

От лица Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» на церемонии выступил советник директора завода Петр Николаев: «Это действительно знаменательная дата. Теперь в моем родном КАИ – и для всех вас родном КАИ – будет такой замечательный самолет, действительно чудо отечественного авиастроения».

«Я тоже хочу вас всех поблагодарить за большое и очень нужное дело, которое вы затеяли, – сказал директор завода по подготовке и проведению капитального ремонта «Казаньоргсинтез» Владислав Полянский, – Мы рады вам помочь. От лица нашего предприятия, от лица генерального директора большое спасибо за вашу работу».

Первый заместитель главы администрации Авиастроительного и Новосавиновского района Казани Альберт Бикмуллин отметил, что с установкой Ту-144 на постамент в Новосавиновском районе появилась новая точка притяжения для гостей района и города. «Мы надеемся, что этот самолет станет достопримечательностью не только нашего района, но и города Казани», – сказал он.

 

 

Под звуки «Марша авиаторов» заслуженная машина вновь оторвалась от земли и спустя некоторое время плавно опустилась на подготовленные крепления. В небо взлетели сотни воздушных шариков, словно передавая привет небу – стихии, в которой борт СССР-77107 провел значительную часть своей жизни.

31 декабря 2018 года с открытием интерактивного музея техники на базе самолета Ту-144 откроется новая страница в истории нашего университета и всего города.

Установка борта СССР-77107 на постамент была произведена на средства Фонда развития КНИТУ-КАИ (эндаумент-фонда), созданного в 2014 году выпускниками университета. Схема действия фондов заключается в том, что благотворители – выпускники, партнеры и друзья вузов – жертвуют средства на различные цели развития университетов, формируя целевой капитал, доход от управления которым используется на финансирование университетских программ, а сам капитал фонда остается неприкосновенным. Первый доход от управления целевым капиталом Фонда развития КНИТУ-КАИ направили на создание музея техники в самолете Ту-144. Как сообщил директор эндаумент-фонда нашего университета Мансур Сафаргалиев, это решение было принято Правлением фонда.

На сайте эндаумент-фонда работает онлайн-сервис, с помощью которого каждый может сделать пожертвование для развития проектов университета, в том числе проекта Ту-144.

 

Установка Ту-144 на пьедестал: Timelapse

 

Автор:
Управление по связям с общественностью
Источник: