Десятеро первых: наука о прочности

18.04.2024

В продолжение рубрики, посвященной 90-летию первого выпуска КАИ, расскажем о его выдающемся представителе – Юрии Одинокове

Среди выпускников Казанского авиационного института 1934 года не было людей случайных, каждый достоин отдельного рассказа.

Незаурядная судьба, яркий след в профессии – это о Юрии Георгиевиче Одинокове, уроженце Симбирска, составившем гордость и славу казанской авиационной школы. Основатель казанского научного направления в исследовании прочности летательных аппаратов, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники ТАССР и РСФСР, Юрий Георгиевич посвятил КАИ всю свою долгую жизнь. Его не стало 28 апреля 1996-го, годом ранее он отметил 85-летие.

После защиты дипломного проекта молодого перспективного специалиста оставили в вузе для преподавательской деятельности. Ему было поручено чтение нового курса «Расчет самолета на прочность». Одновременно он работал в ОКБ КАИ, выполняя расчеты на прочность опытных самолетов. При его активном участии был спроектирован и построен воздушный первенец Татарии - пассажирский пятиместный самолет КАИ-1, а также и другие самолеты ОКБ.

Заведующий кафедрой строительной механики летательных аппаратов (1938–1983), декан самолётостроительного факультета (1938–1942), заместитель директора (1944–1955), Юрий Георгиевич умело сочетал научную, преподавательскую и административную деятельность. Он разработал теорию и методы расчёта тонкостенных авиационных конструкций с учётом депланации поперечных сечений, стал автором учебника «Расчёт самолёта на прочность», являлся главным редактором журнала «Авиационная техника».

В 1940 году Юрий Георгиевич защищает кандидатскую диссертацию. В том же году его назначают деканом самолетостроительного факультета. В годы Великой Отечественной войны он по совместительству работает начальником лаборатории прочности в филиале № 1 эвакуированного в Казань ЦАГИ, руководит экспериментами по обеспечению прочности боевых самолетов. В 1943 году он назначается первым начальником созданного научного-исследовательского сектора КАИ.

Несмотря на огромную нагрузку, Юрий Георгиевич не прерывает научную стезю, защищает в 1944 году докторскую диссертацию. В этом же году он становится заместителем директора КАИ по учебной и научной работе. При его непосредственном участии в институте были организованы три новых факультета (авиационного приборостроения, радиотехнический и вечерний), институт превратился в крупный учебно-научный комплекс. В 1969 году его назначили председателем головного совета Минвуза РСФСР по авиастроению, которым руководил до 1977 года.

Среди учеников Юрия Георгиевича более 20 докторов и 70 кандидатов наук.

Многогранная успешная деятельность Юрия Георгиевича отмечена орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красной Звезды, Дружбы народов, «Знак Почета».

По материалам музея истории КАИ, Научно-технической библиотеки им. Н.Г. Четаева


Автор:
Пресс-служба